РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МЕЖРАЙОННОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ Г. МОСКВЫ
Вопрос: Я с друзьями являюсь приверженцем отдыха в лесу в палатках. В настоящее время установилась отличная погода, хотелось бы съездить отдохнуть на несколько дней, однако говорят в настоящее время введены изменения в законодательство по поведению в лесах, так ли это?
Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Пырковой Т.М.: В преддверии наступления летнего тепла становится реальной угроза наступления лесных пожаров. Согласно статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что леса, а также другая растительность, являются объектами охраны окружающей среды.
Во избежание возникновения пожароопасных ситуаций необходимо соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 (в ред. от 14.04.2014), а именно:
- в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
- сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
- запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
При этом ответственность за нарушение лесного законодательства регулирует ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации. Так, за нарушение лесного законодательства в части нарушения правил пожарной безопасности в лесах предусматривает привлечение как юридических и должностных, так и физических лиц, совершивших правонарушения по ст. 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение на физических лиц административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Также санкциями данной статьи предусмотрено наложение штрафа за вышеназванное правонарушение, совершенное в условиях особого противопожарного режима – для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусматривает привлечение к ней граждан и должностных лиц, совершивших преступление, то есть общественно-опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Так, статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет. В случае причинения крупного ущерба лесному хозяйству, а именно в случае, если стоимость уничтоженных огнем лесных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает 50 тысяч рублей, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 4 лет.
Если уничтожение или повреждение лесных насаждений возникло в результате поджога – наказание может составить до 8 лет лишения свободы, а в случае причинения в результате этих действий крупного ущерба – до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, при причинении ущерба лесному хозяйству в результате как умышленных, так и неосторожных действий, виновному лицу в порядке гражданского судопроизводства может быть предъявлен иск о возмещении материального вреда в полном размере.
Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Пырковой Т.М.: Согласно части второй статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Необходимо отметить, что каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них (без использования механических транспортных средств), в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
При этом согласно статьи 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.